Юрий Басин (yuri4z5lf) wrote,
Юрий Басин
yuri4z5lf

Categories:

Антенна на автомобиле

        Приближается благодатное время загородных поездок на своём автомобиле, и вместе с этим возможность поработать в соревнованиях категорией mobile, что даёт солидный приварок к вашему счёту в соревнованиях. Успех вашей работы в соревнованиях или просто количество удовольствия, полученного вами от проведенных связей, в значительной степени зависит от характеристик вашей антенны. Давайте определим требования к антенне mobile, устанавливаемой на автомобиле.
      1. Она должна быть простой, легкой, в разобранном виде занимать мало места в багажнике легкового автомобиля, и устанавливаться за несколько минут одним человеком.
      2. Она должна быть рассчитана преимущественно на проведение дальних связей, т.е. должна иметь максимально "прижатую к земле" диаграмму направленности; значит, это будет вертикал.
      3. Учитывая, что мы находимся (и наверное ещё долго будем находиться) в условиях сравнительно низкой солнечной активности, основным рабочим диапазоном у нас будет "двадцатка", а высокочастотные диапазоны будут открываться эпизодически и на короткое время. Антенна должна также работать на "сороковке" для проведения местных связей.
      Нужно отметить одно существенное отличие работы в условиях mobile от работы в шеке: антенна находится рядом с оператором, и нет никакой необходимости управлять её настройкой дистанционно, не отрывая задницы от сиденья. Лучше упростить до предела цепи настройки, и применить сменные или переключаемые вручную согласующие LC-звенья на каждый рабочий диапазон. Они должны устанавливаться в пределах доступности, но в то же время как можно ближе к точке питания антенны.
      Конструкция антенны схематически показана на рисунке. На крыше 1 автомобиля закреплена металлическая стойка 2 длиной один метр. На ней установлено раздвижное стеклопластиковое удилище длиной 10 метров, несущее проволочную антенну 3. Стойка и корпус автомобиля служат электрическим противовесом. Точка питания антенны соединена с согласующим звеном 4 отрезком двухпроводной линии 5. Согласующее звено соединёно с расположенным в салоне трансивером отрезком 50-омного коаксиального кабеля 6, на который надета ферритовая трубка 7, создающая эффект запорного дросселя.


антенна на автомобиле


 Стойку 2 желательно сделать равной по длине радиусу ближней зоны λ/2π, но и длина 1м уже позволяет отдалить крышу машины от сáмой зловредной части ближней зоны с высокой напряжённостью полей, и тем значительно снизить потери высокочастотной мощности в крыше и корпусе машины.
      На 40-метровом диапазоне антенна работает как заземлённый четвертьволновый вертикал, а на 20-метровом - как полуволновый вертикал, питаемый с нижнего конца. При работе на высокочастотных диапазонах длина антенны оказывается больше полуволны, и в диаграмме направленности появляются лепестки, ориентированные в зенит. Хотя в них бесполезно уходит некоторая часть драгоценной энергии передатчика, большой трагедии в этом нет: с повышением частоты эта неприятность компенсируется снижением потерь в ионосфере и ближней зоне. Но в конце концов у вас ручки не отсохнут и много времени не займёт, если при каждом переходе на диапазон короче 20м вы снимете антенну с крыши машины, укоротите верхнюю часть провода антенны, наматывая его избыток на катушку (её можно там же и закреплять), и снова установите антенну на место. Глядишь, выиграете пару децибел в уровне вашего сигнала, а они тоже на улице не валяются.
      Описание антенны для программы MMANA приведено ниже. Модель корпуса автомобиля позаимствована у Игоря Гончаренко DL2KQ в "Auto with GP-7.maa".

Автомобильная антенна
*
14.15
***Wires***
84
-0.31, 0.83, 1.7, -0.31, 0.83, 2.7, 0.01, -1
-0.31, 0.83, 2.8, -0.31, 0.83, 12.5, 5.000e-04, -1
-0.31, 1.2, 2.3, -0.31, 1.2, 2.4, 5.000e-04, -1
-0.31, 0.83, 2.7, -0.31, 1.2, 2.3, 5.000e-04, -1
-0.31, 0.83, 2.8, -0.31, 1.2, 2.4, 5.000e-04, -1
-1.65, 0.0, 0.4, -0.22, 0.0, 0.4, 0.025, -1
-1.65, 1.65, 0.4, -0.22, 1.65, 0.4, 0.025, -1
1.2, 0.0, 0.4, 2.58, 0.08, 0.4, 0.025, -1
1.2, 1.65, 0.4, 2.58, 1.58, 0.4, 0.025, -1
-1.65, 1.65, 0.4, -1.65, 0.825, 0.4, 0.025, -1
1.2, 0.0, 0.4, 1.2, 1.65, 0.4, 0.025, -1
2.58, 0.08, 0.4, 2.58, 1.58, 0.4, 0.025, -1
-1.65, 0.0, 0.4, -1.65, 0.0, 1.18, 0.025, -1
-1.65, 1.65, 0.4, -1.65, 1.65, 1.18, 0.025, -1
1.2, 0.0, 0.4, 1.2, 0.0, 1.18, 0.025, -1
1.2, 1.65, 0.4, 1.2, 1.65, 1.18, 0.025, -1
2.58, 0.08, 0.4, 2.58, 0.08, 1.03, 0.025, -1
2.58, 1.58, 0.4, 2.58, 1.58, 1.03, 0.025, -1
-1.65, 0.0, 1.18, -0.22, 0.0, 1.18, 0.025, -1
-1.65, 1.65, 1.18, -0.22, 1.65, 1.18, 0.025, -1
1.2, 0.0, 1.18, 2.58, 0.08, 1.03, 0.025, -1
1.2, 1.65, 1.18, 2.58, 1.58, 1.03, 0.025, -1
-1.65, 0.0, 1.18, -1.65, 1.65, 1.18, 0.025, -1
1.2, 0.0, 1.18, 1.2, 1.65, 1.18, 0.025, -1
2.58, 0.08, 1.03, 2.58, 1.58, 1.03, 0.025, -1
-1.65, 0.0, 1.18, -1.57, 0.0, 1.7, 0.025, -1
-1.65, 1.65, 1.18, -1.57, 1.65, 1.7, 0.025, -1
1.2, 0.0, 1.18, 0.95, 0.0, 1.7, 0.025, -1
1.2, 1.65, 1.18, 0.95, 1.65, 1.7, 0.025, -1
-1.57, 0.0, 1.7, -0.31, 0.0, 1.7, 0.025, -1
-1.57, 1.65, 1.7, -0.31, 1.65, 1.7, 0.025, -1
-1.57, 0.0, 1.7, -1.57, 1.65, 1.7, 0.025, -1
0.95, 0.0, 1.7, 0.95, 1.65, 1.7, 0.025, -1
-1.65, 0.0, 0.4, -0.22, 0.0, 0.79, 0.025, -1
-1.57, 0.0, 1.7, -0.31, 0.83, 1.7, 0.025, -1
-1.65, 0.0, 0.4, -1.65, 0.83, 0.79, 0.025, -1
-0.31, 0.83, 1.7, 0.95, 1.65, 1.7, 0.025, -1
0.95, 0.0, 1.7, -0.31, 0.83, 1.7, 0.025, -1
-0.31, 0.83, 1.7, -1.57, 1.65, 1.7, 0.025, -1
-0.22, 0.0, 0.79, 1.2, 0.0, 1.18, 0.025, -1
1.2, 0.0, 0.4, -0.22, 0.0, 0.79, 0.025, -1
-0.22, 0.0, 0.79, -1.65, 0.0, 1.18, 0.025, -1
-0.31, 0.0, 1.7, 0.95, 0.0, 1.7, 0.025, -1
-0.22, 0.0, 1.18, 1.2, 0.0, 1.18, 0.025, -1
-0.31, 0.0, 1.7, -0.22, 0.0, 1.18, 0.025, -1
-0.22, 0.0, 1.18, -0.22, 0.0, 0.79, 0.025, -1
-0.22, 0.0, 0.4, 1.2, 0.0, 0.4, 0.025, -1
-0.22, 0.0, 0.79, -0.22, 0.0, 0.4, 0.025, -1
-1.65, 0.83, 0.79, -1.65, 1.65, 1.18, 0.025, -1
-1.65, 0.83, 0.79, -1.65, 0.0, 1.18, 0.025, -1
-1.65, 0.83, 0.79, -1.65, 1.65, 0.4, 0.025, -1
1.2, 1.65, 1.18, -0.22, 1.65, 0.79, 0.025, -1
-0.22, 1.65, 0.79, -1.65, 1.65, 0.4, 0.025, -1
-1.65, 1.65, 1.18, -0.22, 1.65, 0.79, 0.025, -1
-0.22, 1.65, 0.79, 1.2, 1.65, 0.4, 0.025, -1
-0.31, 1.65, 1.7, 0.95, 1.65, 1.7, 0.025, -1
-0.22, 1.65, 1.18, 1.2, 1.65, 1.18, 0.025, -1
-0.22, 1.65, 0.4, 1.2, 1.65, 0.4, 0.025, -1
-0.22, 1.65, 0.4, -0.22, 1.65, 0.79, 0.025, -1
-0.22, 1.65, 0.79, -0.22, 1.65, 1.18, 0.025, -1
-0.22, 1.65, 1.18, -0.31, 1.65, 1.7, 0.025, -1
-0.31, 1.65, 1.7, -0.31, 0.83, 1.7, 0.025, -1
-0.31, 0.0, 1.7, -0.31, 0.83, 1.7, 0.025, -1
1.2, 1.65, 1.18, 1.89, 0.865, 1.105, 0.025, -1
1.89, 0.865, 1.105, 2.58, 0.08, 1.03, 0.025, -1
2.58, 1.58, 1.03, 1.89, 0.865, 1.105, 0.025, -1
1.89, 0.865, 1.105, 1.2, 0.0, 1.18, 0.025, -1
1.2, 0.0, 0.4, 1.89, 0.04, 0.715, 0.025, -1
1.89, 0.04, 0.715, 2.58, 0.08, 1.03, 0.025, -1
2.58, 0.08, 0.4, 1.89, 0.04, 0.715, 0.025, -1
1.89, 0.04, 0.715, 1.2, 0.0, 1.18, 0.025, -1
2.58, 1.58, 0.4, 1.89, 1.615, 0.79, 0.025, -1
1.89, 1.615, 0.79, 1.2, 1.65, 1.18, 0.025, -1
1.2, 1.65, 0.4, 1.89, 1.615, 0.79, 0.025, -1
1.89, 1.615, 0.79, 2.58, 1.58, 1.03, 0.025, -1
-1.65, 0.0, 0.4, -0.225, 0.825, 0.4, 0.025, -1
-0.225, 0.825, 0.4, 1.2, 1.65, 0.4, 0.025, -1
-1.65, 1.65, 0.4, -0.225, 0.825, 0.4, 0.025, -1
-0.225, 0.825, 0.4, 1.2, 0.0, 0.4, 0.025, -1
2.58, 1.58, 0.4, 1.89, 0.79, 0.4, 0.025, -1
1.89, 0.79, 0.4, 1.2, 0.0, 0.4, 0.025, -1
1.2, 1.65, 0.4, 1.89, 0.79, 0.4, 0.025, -1
1.89, 0.79, 0.4, 2.58, 0.08, 0.4, 0.025, -1
-1.65, 0.825, 0.4, -1.65, 0.0, 0.4, 0.025, -1
***Source***
1, 1
w3c, 0.0, 1.0
***Load***
0, 1
***Segmentation***
400, 40, 2.0, 1
***G/H/M/R/AzEl/X***
2, 0.0, 1, 50.0, 120, 60, 0.0
###Comment###
Mod by Юрий Басин, 4Z5LF 22.02.2013 17:56:02
Tags: техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments